Что такое благотворительность и ее роль в обществе и бизнесе



Благотворительность есть проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. IV, СПб, 1891 г.)

До тех пор пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими. Даже если бы на земле не осталось человека, нуждающегося в пище или деньгах для оплаты жилья, всегда нашлось бы место для оказания поддержки, воодушевления.

Оглянитесь вокруг и спросите себя: что я могу сделать, чтобы помочь другому человеку? Не беспокойтесь, если вы не в состоянии быть таким щедрым, как вам хотелось бы, или у вас недостаточно свободного времени, чтобы уделить его другим. Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого.

Благотворительной деятельностью вправе беспрепятственно заниматься все граждане и организации. И порой мы даже не представляем, как это просто.

Кто такой благотворитель?

По определению Владимира Даля, "благотворец, благотворитель - благодеятель, благоподатель; творящий, делающий добро другим". (Вл. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989).

Благотворитель - это тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, навыки, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага.

 «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 36). 

Ваша репутация безупречна, если вы имеете огромное количество положительных упоминаний в СМИ.

«Как человек я делаю массу пожертвований. Я жертвую церкви, жертвую на нужды своего сообщества, на нужды школ. Главное здесь, — это чтобы кто-то пришел и попросил. Причем я должен быть убежден, что мои деньги смогут решить какую-то проблему, верить тем, кому я жертвую. При этом меня абсолютно не интересуют налоговые льготы, которые я смогу получить. Я жертвую потому, что это традиция, создаваемая годами и поколениями: люди должны делиться с теми, кому трудно. Еще один побудительный мотив — престиж. Я должен поступать так, как это ожидается от человека, занимающего соответствующее положение в обществе. А участие в благотвори­тельности всегда ожидается от богатых людей», — так считает американский банкир Харольд С. Джонсон, вице-президент банка «Провидент» (Балтимор).

Создание благоприятного имиджа фирмы — разве это не цель для бизнесменов, стремящихся не к получению сиюминутной выгоды, а к длительной и серьезной работе?

Чтобы о фирме сложилось благоприятное мнение, чтобы установились добрососедские отношения в регионе, в котором она работает, — нельзя избежать участия в решении местных проблем. Бизнес должен поддерживать местные культурные, досуговые, спортивные, социальные мероприятия. 

Выгода от благотворительности — создание благополучного окружения, оздоровление обстановки в регионе, где фирма работает.

Сюда может относиться и благоустройство территории, финансирование культуры, и организация досуга подростков, и мероприятий по охране порядка.

Оздоровление окружающей обстановки достигается также через реализацию экологических проектов, объектов культурного наследия, осуществление жилищного строительства. Прямая выгода от такой благотворительности — возможность работать в спокойной обстановке. Опосредованная выгода — благосклонное отношение местных жителей и властей.

Экономический микроклимат создается благодаря поддержке малого бизнеса, трудового обучения (особенно молодых людей), переподготовки безработных. Вполне возможно, что люди, встав­шие на ноги при участии фирмы, будут ее партнерами, и/или работниками.

Еще одна выгода — улучшение взаимоотношений внутри фирмы. Благотворительность наполняет деятельность фирмы высшим смыслом, что способствует морально-нравственному развитию сотрудников, укреплению чувства сопричастности к делам фирмы.

Фирме также следует поощрять непосредственное участие сотрудников в деле благотворения в качестве добровольцев, экспертов, специалистов (например, юристов, бухгалтеров, специалистов по рекламе, менеджменту), направленных в благотворительные организации. Это расширяет их кругозор, обогащает их опыт, умения и знания, создает новые связи, укрепляет чувство собственной значимости и необходимости. Подобного рода «последствия» благотворительности очень позитивно скажутся на результатах работы фирмы.

Еще Мастера древности вывели правило: "истинная работа всегда делается одномоментно по трем направлениям: для себя, для людей, для храма".

Альтруизм - это удел сильных и зрелых, а не инфантильных и романтичных, как это считают обычные граждане. Человека, способного на такие поступки, мы называем - Благо Творитель.

Результативная благотворительная деятельность:

  • Делает инвестиции в благотворительность выгодным процессом;
  • Является эффективным элементом  PR;
  • Поднимает лояльность сотрудников, партнеров и клиентов;
  • Воспитывает дисциплину планирования и учета даже свободных денежных средств;

В любом случае, благотворительность фирмы следует рассматривать как ее инвестиции: каждый пожертвованный рубль должен приносить фирме максимальную отдачу (в виде известности, притока новых клиентов или партнеров, увеличения реализации товаров благоприятного окружения). Но не следует рассчитывать на мгновенную отдачу!

Благотворительность работает на перспективу. Поэтому каждая благотворительная акция фирмы должна тщательно продумываться и просчитываться.